Гитарный усилитель: схема устройства и особенности. Простой ламповый гитарный усилитель своими руками Транзисторный усилитель для электрогитары своими руками

О чем статья
В этой статье я расскажу, как я собрал недорогой стерео усилитель (2 канала по 11 Вт Rн=2 Ом) с отдельным каналом для электрогитары (22 Вт Rн=4 Ом) из минимума деталей на одной микросхеме TDA1558Q.
Такой усилитель удобен тем, что можно включать через стерео канал аккомпанемент (или «минусовку»), сняв сигнал с плеера (компьютера, музыкального центра и т.д.) а на электрогитаре играть соло, а можно подключить в стерео канал вторую гитару или бас. Таким усилителем с колонками можно успешно заменить дешевые маломощные компьютерные колонки.
С чего все началось
Началось все с покупки электрогитары – увлекся я музыкой, и захотелось мне научиться на этой самой электрогитаре играть. Довольно дорогое удовольствие, надо сказать: сама гитара + комбик + примочки + всякие там шнуры и ремни выливаются в приличную сумму. В общем, купил одну гитару, подключал ее к компу с выходом на уже упомянутые трехваттные колонки...
НЕ О ЧЕМ! (но зато можно скачать всякие там эффекты на комп).
Подключал к музыкальному центру на 175 Вт через микрофонный вход…НЕ О ЧЕМ! (много фона и звук без эффектов)

Первым делом, спаял простенькую педаль «Distortion» на двух транзисторах по схеме из журнала «Радио». Собрал схему, включил – не работает. Почему? Проверял-проверял, не понятно, все рабочее, все должно быть нормально… В общем, отложил ее в сторону, не зная, что с ней делать. А потом через пару недель, снова включил – все она работает, только сигнал слабый, а наводок много, схема без корпуса - т.е. вообще не экранированная. Согнул корпус из тонкой листовой стали, поставил «кнопку» (ножной переключатель), нормально, до сих пор пользуюсь. Звук не супер-мего, но для такой простецкой схемки вполне ничего. Помимо эффекта она одновременно усиливает слабенький сигнал гитары.

Покупать недорогой комбик малой мощности и сомнительного качества, но по довольно ощутимой студенческому карману цене желания не было. Дома обнаружились советские десятиваттные колонки – было решено для них и сделать усилитель.

Понеслось!
Нашел схему на автомагнитольной микросхеме TDA1558Q. На каком-то форуме увидел, что примерно под такие же колонки, как мои найденные, народ ее приспосабливал, хорошие отзывы. Недорогая, минимум деталей в схеме – отлично! Микросхема выдает 4 канала по 11 Вт, в другом включении – 2 канала по 22 Вт.
Начал делать по двухканальной схеме, уже плату вытравил, но передумал и решил переделать, но не в четырехканальную, а в трех. Вот так:


Получилась схема усилка системы 2.1, т.е. 2 колонки и сабвуфер, но у меня на нее другие цели возложены… :laughing:
По схеме, думаю, вопросов быть не должно, разве что, смущает переключатель между 5 и 14 выводами и две земли. При отключении вывода 14 от источника питания микросхема переводится в дежурный режим с током потребления менее 14 мкА, я не стал мудрить с этим переключателем и просто соединил дорожкой 5 и 14 выводы. А насчет земли, здесь рекомендуется делать сигнальную землю и отдельно землю питания, как я понял, это позволяет уменьшить фон. У меня все на одной земле, фона почти не слышно.
Рисунка печатной платы, к сожалению, у меня не сохранилось, я советую делать на макетной плате (так, вроде, называется) – такая вся в дырочках, а вокруг них контактные площадки. Так и быстрей и проще будет. К тому же, если дорожки для микросхемы рисовать вручную (как я), а не на принтере, то они получаются тонкие и довольно близко друг к другу.
Микросхеме нужен мощный блок питания и обязательно радиатор.
Я зашел к другу компьютерщику, купил у него б/у компьютерный блок питания за 150р, а еще, по доброте душевной, Геннадий подарил мне такой же, но убитый блок питания, радиатор и пару разъемов, за что ему отдельная благодарность!
Нерабочий блок питания я разобрал и в его корпус поместил схему своего усилителя. Колонки мои, к сожалению, оказались из разных пар и даже на разное сопротивление… Поэтому, первое время я использовал только самый мощный канал, т.к. стерео подключать было не к чему.

Вот так это выглядело внутри:


А вот так снаружи!


Я, наверное, полгода пользовался усилителем в таком виде, работает – и ладно. :laughing: Но, все же, отсутствие вообще каких-либо регулировок меня заставило доделать его (раньше даже громкость регулировал на примочке или гитаре).
Наткнулся на этот сайт, прочитал статью Andrew и решил забабахать себе маршаловский темброблок по этой статье.

Схему и номиналы взял эти:


Долго ломал голову, как сделать выход на наушники, когда вся схема на микрухе и без предворительного усиления. В итоге, решил просто добавить несложную схемку мини усилка с перегрузом (вдобавок, будет встроенный эффект в усилителе). Правда, она не предусматривает отключение перегруза, т.е. играть на чистом звуке в наушниках не получится.

Вот такая вот схемка:


Схема у меня заработала сразу. Я, правда, ожидал большего усиления…Наушникам хватает, а небольшой динамик она раскачать не смогла. Кстати, какой-то странный номиналом регулятор громкости здесь - я таких не нашел, поставил переменник на 10 кОм, и с ним нормально регулирует. :laughing:

Корпус
Корпус я собрал из фанеры. С размерами мельчить не стал, чтобы внутри оставалось еще свободное место – и для охлаждения лучше, и чтобы в процессе доработок и модернизаций можно было еще что-то из электроники там разместить.
Дно, передняя и задняя стенки – основа корпуса, они из 12 мм фанеры, боковые стенки и крышка из 6 мм фанеры. Выпиливалось электролобзиком. Все скреплено шурупами.
Лицевая панель и пластинка с выходными разъемами (на задней стенке) вырезаны из листовой стали толщиной около 1 мм.
Вот такой вот пока не очень симпатичный корпус вырисовывается:


Сборка
Далее всю электронику надо закрепить в корпусе. Я снял крышку блока питания, открутил винтики, которые крепят плату, аккуратно ее вытащил и просверлил 4 отверстия в дне блока питания. Через эти отверстия прикрутил шурупами с потайными головками блок питания к дну корпуса усилителя. Наклеил на шляпки по кусочку изоленты, чтобы шурупы не замкнули какие-нибудь дорожки снизу платы, собрал блок питания обратно.
Плата усилителя прикреплена к дну шурупами, а темброблок и схема усилка для наушников закручены на лицевой панели гайками потенциометров.
Вид сверху:


Темброблок:


Схема мини усилителя с перегрузом для наушников:


Гитарная часть усилителя готова, получилось вот так:


Сзади он выглядит вот так:


Включаем, проверяем, подключаем гитару, крутим ручки, радуемся. :laughing:

В стереоканале в качестве регулятора громкости стоит сдвоенный потенциометр на 47 кОм. Т.е. гнездо (стереоджек) – потенциометр – схема на TDA1558Q – 2 выходных гнезда. Все просто.

Оформление
Многочисленные сколы фанеры и щели как элемент декора меня не устроили, слишком уж винтажный вид! Поэтому я решил обклеить корпус пленкой на клейкой основе под дерево с красивой структурой (продается в строительных магазинах, стоит около 50р. за метр). Можно было обклеить так, чтобы закрыть часть шурупов, но я специально обклеивал детали отдельно, чтобы не усложнять разборку корпуса.
Думал, как бы мне подписать лицевую панель. Трафарет выглядел бы как «Не стой под стрелой!» или «Не влезай – убьет!», а подписать как-то надо. :laughing: Хотел сделать надпись в каком-нибудь графическом редакторе и в копицентре распечатать на прозрачной самоклейке. А потом пришла идея попробовать сделать подобную вещь дома.

Садо-мазо способ изготовления наклеек с надписями
Способ для людей с крепкими нервами, надо сказать. :laughing:
Поехали! Берешь полоску широкого скотча (5 см) нужной длинны с запасом с обеих сторон, кладешь на стол липкой стороной вверх. Держишь за края (запасы) и пишешь, справа налево в зеркальном отражении нужную надпись обычной шариковой ручкой (я писал черной). Сложность заключается в том, что нужно писать аккуратно, с первого раза, ничего не заляпать пальцами и не ошибиться, ведь пишешь задом наперед. Зеркальную надпись лучше сначала написать на бумажке, а потом срисовывать, чтобы ничего не напутать. Я для удобства еще приклеивал металлическую линейку, чтобы получилось ровнее, удобней было держать полоску и меньше шансов заляпать руками. Довольно сомнительная технология, но при аккуратности и хоть каких-нибудь художественных способностях, может получиться вполне приличная наклейка. :laughing:
В процессе:


А вот уже готовая наклейка:


Получился вполне товарный вид, я результатом доволен. Разве что, надписи не совсем под ручками получились, это я всю наклейку сместил вправо, но ничего, это я уже придираюсь…

Обклеили корпус и сделали надпись на лицевую панель:


Укладываем аккуратно все провода, ставим на место крышку:



Вот, собственно, и все, остался последний штрих в виде красивых ручек на потенциометры.


Эпилог
Это моя первая самая «серьезная» конструкция, не судите строго, где-то могут быть неточности, кое-какие ошибки.
На мой взгляд, получилось довольно неплохое по характеристикам универсальное устройство за очень умеренную цену. Конечно, это не ламповая «голова», но на уровне дешевых комбиков, я считаю, это очень даже неплохой вариант. Не очень удобно только в плане подбора акустики для стереоканала – сопротивление 2 Ома. :no:
Возможно море всяких улучшений и переделок. Поскольку блок питания выдает напряжение 12В и 5В и имеет мощность 400 Вт (!), неплохо бы его использовать для других схем. Например, можно вывести пару клемм на заднюю панель и, если есть возможность устранить вредное влияние одного источника, питать от него предусилитель, или примочку, или еще что-нибудь. Можно поэкспериментировать с номиналами темброблока, можно поставить какой-нибудь фильтр для сигнала и т.д.
В перспективе – подбор акустики, устранение возможных ошибок, сборка предусилителя в виде отдельного блока или лампового овердрайва.

Добавлю еше пару статей:

Ну про схемотехнику и про то как все работает я в этой статье рассказывать не буду. Мы будем собирать корпус и убирать все в него.

Гитарный усилитель (комбик своими руками ) - это самый обыкновенный усилитель который используется гитаристами, бас гитаристами и прочими гитаристами для репетиций и игры собственно на них. Эт я типа мудрость написал.

Гитарный усилитель может иметь разные формы, он может быть в виде комбика и усилитель и динамик в одном корпусе гитара втыкается напрямую в него и радостно играется. Это одна из самых популярных схем размещения усилителя по отношению к динамику. Крутилки и гнезда могут располагаться либо вертикально либо фронтально. Также усилитель может относиться к динамику, как относиться голова (коробка с усилителем) к кабинету (коробка с динамиками).

И так мы будем делать комбик - что для этого надо.

1 - Прямые руки - раздаются в детстве.

2 - Отпуск на 7 календарных дней - можно попросить у директора

3 - Динамик (Особой гитарной породы) - берется в магазине Мир музыки

4 - 2 доски из ИКЕА.

5 - уголки от дешового комбика.

6 - колесики - берутся в ОБИ по 58 руб. (крутяшиеся)


Для того чтобы эту махину которая достаточно много весит прикрутить к деревянному корпусу я приделал боковые стенки с ушами за воторые я прикручу шасси. Все вырезано ножницами по металу и скреплено заклпками (клепальный аппарат в ОБИ стоит 270 руб, заклепки 3,2мм засовывается в отверстие 3,5 мм, тамже покупаются болтики для прикручивания ламповых панелек, болтики резьбой М3)



Для удобства рекомендую использовать електро инструменты, лобзик и шуруповерт... А то поверьте я запарился даже ими пилить а ручной вообще вешалка. Ну дак вот... кабинет 40*42*28 см. Для прочности я вклеивал уголки, приклеивал Эбоксидной смолой. Схватывается в течении часа - полутора, но просыхает окончательно через сутки. Для прочности лучше скрепить саморезами.








По обоюдному согласию, посовещавшись с женой мы решили что железная сетка не катит.


В строительном магазине ОБИ, мы случайно нашли вот такую вот штуку. Она мне напомнила как были обтянуты усилители 60х годов и я решил что он у меня будет синий с такой вот мордой. Для того ятобы растянуть была сделана рамочка и сетка пришпилена на строительный степлер к рамке.



И так, продолжаем.

Я заказал из Пензы (Ерасова) синий винил и уголки черного цвета.

Вот нашол подробнейшие ролики по сборке и обтяжке каба.

Особенно хочу выделить вот этот ролик.


И так мы изучили вопрос "Как обтиягивать усилок?" и приступаем к делу!
С начала я замазал все дырки и щели шпаклевкой по дереву.




Обычно углы делают закругленные. Это можно делать либо врезой а если ее ну вот случайно нет, то я например просто наклонил основание лобзика под нужным мне углом и прошолся сняв лишние уголки.


Дальше берем черный болончик и проходимся слегка им по внешней стороне где будет динамик и по внутренней, прям заливать краской не надо! Достаточно лиш придать темный оттенок. Это чисто эстетические аспекты.


Демо ролик чтобы вы могли послушать как получилось по звуку.

И так - констатируем факт - комбик своими руками это реально, играть ХевиМеталь на fender вполне можно!

Усилители для гитар всегда вызывают повышенный интерес у радиолюбителей и музыкантов. Разнообразие тембров, коэффициента усиления, характеристики при перегрузке - всегда индивидуальны, и у каждого гитариста для каждой гитары свои “идеальные” требования. Нет усилителя, который удовлетворяет всеобщие требования и эта конструкция не является исключением.

Единственное отличие в том, что вы строите его своими руками. Конструкция разработана так, что вы можете экспериментировать с каждым узлом и в процессе модификации добиться необходимого для вас результата. В основу конструкции заложены типовые, известные схемы узлов и блоков. Конструкция легко повторяется, обладает повышеной надежностью и относительной дешивизной.

Усилитель имеет выходную мощность 100 Вт при нагрузке 4 Ом, что типично для обычного “комба”, в котором устанавливают два динамика по 8 Ом в параллель. Можно также выполнить усилитель в блоке с четырьмя динамиками, соединив их последовательно-параллельно, при этом выходная мощность будет около 60 Вт (нагрузка 8 Ом). Можно также использовать две колонки по четыре динамика в каждой. В этом случае можно добиться намного лучшего звучания, сохранив выходную мощность на уровне 100 Вт. Это типичная комбинация для гитарных комплексов, позволяющая более полно использовать возможности основного усилителя.

Предусилитель

Схема предусилителя приведена на рис. 1. Схема имеет несколько особенностей, которые отличают ее от обычного предварительного усилителя типового УНЧ.

Предусилитель сконструирован таким образом, что позволяет получить максимальное усиление и сформировать “сочное”, сильное звучание для любителей форсированного звука. Однако, путем настроек, предусилитель можно использовать для любого стиля игры.

Аналогично, меняя установки тембра, усилитель можно использовать с любыми инструментами: от электрофицированной скрипки до бас-гитары. Притом следует заметить, что все эти инструменты имеют разные значения амплитуды выходного сигнала поэтому в процессе изготовления следует настроить предварительтный усилитель в соответствии с предполагаемым применением. Используя все возможности предусилителя при тщательной настройке можно получить качественный звук без специфических низкочастотных искажений, которые так не нравятся бас-гитаристам.

Из схемы (рис. 1) видно, что в предусилителе используется импортный малошумящий операционный усилитель. типа TL072 специально разработанный для применения во входных каскадах УНЧ. Эту микросхему легко приобрести в настоящее время на рынках. Дополнительно уменьшить уровень шумов в паузах можно, применив сдвоенный мапо-шумящий ОУ 5532. Он дороже TL072 и менее доступен, но его использование обеспечит получение низкого уровня шумов в состоянии покоя. Можно применить отечественные К544УД1 или К1407УДЗ.

Сигнал с выхода электрогитары поступает на вход ОУ DA1.1, на выходе которого формируется сигнал с быстрой “атакой”. Частотная характеристика усилителя на DA1 преднамеренно ограничена, чтобы исключить искажения на НЧ и “обрезать” ВЧ всплески, а также улучшить соотношение сигнал/шум, что является непростой задачей при создании гитарных усилителей.

Рис. 1. Схема предварительного усилителя

Если нет необходимости в получении максимального усиления каскадов, необходимо увеличить номинал резисторов R7 и R14, что приведет к снижению коэффициента усиления и собственных шумов. Переключатель SA1 подключает дополнительно к цепи коррекции цепочку R3, С2, которая смещает АЧХ усилителя в сторону верхних частот, увеличивая яркость звучания электрогитары. Изменением положения движков потенциометров R9...R11 изменяют общую АЧХ тракта усилителя. Максимально узкая полоса получается при установке движков всех потенциометров в нижнее положение.

На выходе предусилителя включен ограничитель, собранный на диодах VD1 ...VD4. Он позволяет произвести мягкую “подрезку” амплитуды выходного сигнала. Для нормальной работы ограничителя уровень выходного сигнала должен быть не менее 750 мВ, поэтому общий коэффициент усиления предусилителя необходимо подобрать таким, чтобы выходной сигнал достигал указанного уровня в среднем положении регулятора уровня R12.

При монтаже входные соединители должны быть надежно экранированы. Правильное заземление компонентов блока питания, также позволяет уменьшить фон переменного тока. Хорошо помогает в этом и питание предусилителя от отдельного источника питания. В фирменных гитарных усилителях часто используется именно такое построение схемы.

“Hi” вход используется для подключения гитар с низким выходным уровнем сигнала.

“Lo” вход уменьшает чувствительность предусилителя на б дБ путем подключения резистора R1 на корпус через дополнительный контакт разъема XS1, который замыкается, если в “Hi” вход не вставлен штекер электрогитары.

Усилитель мощности

За основу взята схема типового усилителя НЧ с дифференциальным каскадом. Схема (рис. 2) была разработана для получения выходной мощности 100 Вт и показала неплохие результаты при испытаниях. Конечно, по качеству звучания он уступает ламповому усилителю, но несколько лучше обычного транзисторного. В усилитель введена защита от короткого замыкания на выходе, выполненная на транзисторах VT4 и VT5. При коротком замыкании выхода усилителя значение падения напряжения на резисторах R20 и R21 превышает 7 В (нормальное значение на пиках максимальной выходной мощности). Это напряжение открывает транзисторы VT4 и VT5 и они соответственно закрывают транзисторы выходного каскада. Может быть, это и не лучшее построение схемы защиты, но она позволяет защитить дорогостоящие выходные транзисторы от мгновенного пробоя в случае КЗ. Усилитель не проектировался для работы в режиме перегрузок, поэтому выходной ток ограничен на уровне около 8,5 А.

На входе усилителя имеются дополнительные гнезда “Выход” и “Вход”. Последний переключается контактами гнезда XS3, так что имеется возможность подключения внешнего блока эффектов. Также входные гнезда можно использовать, чтобы подключать внешний предусилитель, отсоединив соответственно внутренний, и использовать только УМ.

В выходном каскаде можно использовать различные мощные транзисторы. Применение транзисторов типа КТ818ГМ и КТ819ГМ позволило получить высокую надежность выходного каскада при довольно легком режиме работы выходных транзисторов. Кроме того, отпала необходимость в температурной защите выходных транзисторов, так как при использовании двух параллельно включенных транзисторов в каждом плече тепловой режим не превышает предельно допустимый.

Рис. 2. Схема типового усилителя НЧ

Хороший результат получается при использовании любых мощных транзисторов, выполненных в корпусе ТО-3 (у этого корпуса более низкое тепловое сопротивление). На рынке имеется достаточно широкий выбор импортных и отечественных мощных транзисторов, которые можно применить в этой схеме. Усилитель хорошо работает с любыми, если их характеристики не ниже приведенных на схеме. Чтобы исключить выход из строя выходного каскада, режим работы транзисторов выбирают в области их безопасной работы. Диоды VD2...VD3 должны быть кремниевые типа Д223, КД503, КД509 или другие, им подобные. Транзисторы VT6...VT11 должны быть обязательно установлены на радиаторы. Сигнал с линейного выхода “Line out” имеет уровень около 1,3 В, и поэтому его можно подавать непосредственно на пульт звукозаписи или другое устройство. Уровень выходного сигнала с линейного выхода можно изменить, подобрав номинал резистора R22. Резисторы R20...R21 сопротивлением 1 Ом рассчитаны на рассеиваемую мощность не менее 10 Вт. Даже при такой мощности они сильно нагреваются, поэтому при монтаже их надо устанавливать в стороне от остальных деталей схемы. Их можно установить на небольшие радиаторы или на радиаторы выходных транзисторов, если последние обеспечат дополнительный отвод тепла (каждый резистор добавляет около 10 Вт тепловой мощности). Резисторы R16...R19 номиналом 0,1 Ом-мощностью 5 Вт каждый.

Режим эксплуатации гитарного усилителя весьма жесткий, поэтому не следует экономить на размере используемых радиаторов. Используйте для этой цели максимально доступные для вас радиаторы и, таким образом, вы повысите надежность своей конструкции.

К выходу усилителя можно подключать две колонки по 75... 100 Вт, 8 Ом в параллель (RH = 4 Ом) или 1 колонку 150.. .200 Вт, Rh = 4 Ом. При сопротивлении нагрузки Rh = 8 Ом, выходная мощность усилителя уменьшается до 60...65 Вт.

Блок питания

При конструировании сетевого блока питания соблюдайте осторожность, т.к. нарушение мер безопасности может привести к поражению электрическим током.

Мощность силового трансформатора Т1 блока питания (рис. 3) должна быть не менее 150 Вт. Если есть возможность, то лучше применить тороидальный - у него меньше поле рассеивания и меньшие габариты при той же мощности. Первичная обмотка защищена предохранителем FU1, рассчитанным на ток 5 А. Мостовой выпрямитель на ток не менее 5 А установлен на радиаторе. Мощные стабилитроны VD9..VD10 на напряжение стабилизации ист = 15 В также установлены на небольших теплоотводах вместе с токозадающими резисторами R2 и R3, в стороне от остальных элементов схемы, т.к. в процессе работы они сильно нагреваются.

Узел на элементах VD5...VD8, R1, С1 предназначен для разделения “электрической” земли схемы и контура заземления сети, чтобы предотвратить “пролезание” фона переменного тока от электрооборудования и защитить гитариста от поражения электрическим током в случае возникновения неисправности силового трансформатора блока питания. Резистор R1 номиналом 10 Ом предотвращает фон переменного тока, а конденсатор С1 емкостью 0,1 мкФ служит для устранения радиочастотных наводок. В случае повреждения силового трансформатора (пробой сетевой обмотки на вторичную или на корпус), диодный выпрямитель закорачивает на землю ток, возникающий при повреждении и, таким образом, защищает гитариста от поражения. Несмотря на то, что эта неисправность встречается крайне редко, лучше обезопасить себя изначально при конструировании усилителя. Вообще при создании конструкций, которые предполагается эксплуатировать в “жестких” условиях (а именно к таким и относятся гитарные “комбы”), к вопросам электробезопасности следует отнестись с повышенным вниманием.

После окончания монтажа следует убедиться в том, что все токоведущие провода, связанные с электрической сетью, тщательно изолированы и надежно закреплены. Провод, подключаемый к контурному заземлению, должен быть присоединен к шасси конструкции через отдельный болт (нельзя использовать для подключения болты крепления элементов схемы).

Рис. 3. Схема блока питания

Провод подключают к отдельному болту заземления между двух шайб и закручивают двумя гайками (вторая - контргайка), чтобы исключить ослабление крепежа от вибраций в процессе эксплуатации. Усилитель можно разместить в корпусе одной из колонок или собрать в виде отдельной конструкции. В любом случае монтаж и конструкцию нужно выполнить очень тщательно.

Конструкция акустических систем может быть самой разнообразной и зависит от примененных динамических головок.

Предлагаемые варианты конструкции АС неоднократно повторялись и показали высокие эксплуатационные характеристики. Оба варианта выполнены по принципу открытых акустических систем. Это исключает собственные резонансные частоты корпуса и при применении современных среднечастотных динамических головок позволяет получить высокое качество звучания.

Первый вариант (рис. 4) - одна колонка, в которой установлены две динамические головки по 75...100 Вт (RH = 8 Ом) каждая. Применение таких мощных излучателей связано, опять таки, с увеличением коэффициента надежности и желанием иметь некоторый запас по мощности. При использовании излучателей по 50 Вт, 8 Ом АС будет работать в предельном режиме, и надежность резко уменьшится.

Второй вариант (рис, 5) - применение двух колонок по 4 динамика 35.. .50 Вт (Rh » 8 Ом) в каждой. При параллельном включении общее сопротивление нагрузки равно Rh=4 Ом, электрическая мощность сохраняется равной 100 Вт, но качество звучания получается намного лучше.

Корпуса АС собраны из MDF-панелей толщиной 22...25 мм. Использование MDF позволяет получить механически прочную долговечную конструкцию, мало подверженную сильным вибрациям.

Рис. 4. Варианты конструкции АС (одна колонка)

Рис. 5. Варианты конструкции АС (две колонки)

Если применить обычные ДСП (что несколько дешевле), срок службы такого корпуса значительно сокращается, особенно если усилитель предназначен для работы с переездами на разные сцены и площадки.

Все элементы корпуса проклеены и скреплены специальными мебельными болтами с Т-образной гайкой. Это увеличивает механическую прочность и долговечность корпуса. Кроме того, по внутренней стороне торцов приклеены и прикреплены шурупами деревянные бруски сечением 25x25 мм. Особое внимание нужно обратить на крепление динамических головок к передней панели. Головки должны быть прикручены болтами с гайками, а не шурупами. Между динамиком и головкой обязательно нужно проложить прокладку из мягкого материала (например, резины или пластика), чтобы обеспечить герметичность соединения. При работе с MDF необходимо тщательно произвести раз-метку и подготовить отверстия под крепления с помощью дрели. Это предотвратит повреждение плоскости сечения плиты. Качество МДФ панелей позволяет обойтись без внешней отделки, только торцевые плоскости нужно заделать специальной лентой, которая продается вместе с панелями.

Предусилитель для гитары с каналом Distortion.

Проект с сайта Construyasuvideorockola.
Пьезо-датчики и гитарные звукосниматели имеют малый выходной сигнал, поэтому его невозможно подключить напрямую ко входу усилителя мощности. Для этих целей между гитарой и усилителем ставится предварительный усилитель. Один из вариантов схемы гитарного предварительного усилителя рассмотрен ниже. Он включает в себя два канала, первый для чистого звука, второй реализует гитарный эффект Distortion. Оба канала имеют независимые трехполосные регуляторы тембра. Данный преамп возможно использовать практически с любым усилителем мощности и прекрасно подойдет для конструкций гитарных комбиков. Принципиальная схема показана на двух изображениях, то есть схема самого предусилителя, и схема канала Distortion соответственно:

Предварительный усилитель с темброблоками построен на ОУ TL074, канал эффекта Distortion реализован на ОУ JRC4558. Именно 4558 советует автор, но за неимением такового можно поставить TL072. Оба операционных усилителя не являются дефицитом, равно как и все остальные элементы схемы.

На плате уже установлены выпрямитель и сглаживающие конденсаторы, поэтому схема запитывается непосредственно от понижающего трансформатора с вторичной обмоткой 9 – 0 - 9 Вольт. После выпрямления и сглаживания преамп получает питание 12 -0 – 12 Вольт. Все конденсаторы схемы расчитаны на напряжение 16V, за неимением таковых вы можете поставить конденсатры такой же емкости но на бельшее напряжение.

На плате установлена кнопка типа П2К 6Pin с двумя группами контактов и двумя фиксированными положениями, она включает эффект Distortion. Автор советует применить переключатель, имеющий в своей конструкции крепежную пластину, посредством которой он крепится с помощью болтов к печатной плате. Эта мера предотвратит выламывание контактов и нарушению пайки этих контактов с дорожками печатной платы.
В качестве входа применен разъем под гитарный Jeck 6,3 mm с выводами под монтаж на плату.

Печатная плата в формате LAY6 рисовалась с применением исходников, повзаимствованных на сайте Construyasuvideorockola (com), вид платы следующий:

Фото-вид платы гитарного преампа в формате LAY6:

Список элементов для повторения схемы гитарного предусилителя с каналом Distortion:

Микросхемы:

JRC4558 или TL 072 – 1 шт.
TL 074 – 1 шт.

Резисторы 0,25W:

100K – 4 шт.
68K – 2 шт.
220K – 2 шт.
12K – 4 шт.
1K2 – 4 шт.
3K9 – 4 шт.
1K8 – 4 шт.
10K – 3 шт.
1M – 2 шт.
56K – 2 шт.
390R – 1 шт.
200K – 2 шт.

Конденсаторы:

1 uF /25v – 6 шт.
2200 uF /25v – 2 шт.
100 uF / 25v – 2 шт.
330 pF (331, керамика) – 1 шт.
100 nF (104 пленка) – 5 шт.
22 pF (керамика) – 2 шт.
22 nF (пленка) – 2 шт.
0.47 uF/ 25v – 2 шт.
47 nF (473 пленка) – 2 шт.
4,7 nF (472 пленка) – 4 шт.
0.01 uF (103 пленка) – 1 шт.

Диоды:

Диодный мост на 1 Ампер типа W04 (W06) – 1 шт.
1N4148 – 2 шт.

Переменные резисторы:

100K – 6 шт.
20K – 2 шт.
10K – 1 шт.
500K – 1 шт.

Остальное:

Jack 6,3 mm моно под монтаж на плату – 1 шт.
Кнопка типа П2К 6Pin – 1 шт.
Трансформатор 9V + 9V на ток порядка 300 mA – 1 шт.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: